Сегодня "Российская газета" публикует постановление правительства РФ "О предоставлении субсидий бюджетам субъектов РФ на ликвидацию межтерриториального перекрестного субсидирования в электроэнергетике". Документ устанавливает правила предоставления этих субсидий и их размеры.
В этом году из госбюджета выделено почти 3,7 млрд руб. для ликвидации, а если точнее - для сглаживания диспропорций межтерриториального перекрестного субсидирования в электроэнергетике. Это примерно вдвое меньше прошлогоднего уровня, что связано как с некоторым сокращением межрегиональной разницы в "электротарифах", так и с особенностями госбюджетной политики-2010. Максимальное количество денежных средств получат Амурская, Архангельская области и Чукотский автономный округ. Причем продлено до 2012 года включительно сохранение субсидирования по "перерестке" Архангельской области, чтобы не допустить быстрого и резкого удорожания электричества в этом регионе. Производство электроэнергии в этих регионах, как правило, обходится дороже, чем в среднем по РФ, а заниженный тариф для них прежде обеспечивался за счет прибавки к цене электроэнергии в других - "электроизбыточных" регионах РФ. Уже 2 года разницу между реальной стоимостью электроэнергии в субсидируемых регионах и тарифом на нее компенсирует федеральный бюджет: его средства сперва поступают в местные бюджеты, а потом - в энергосбытовые предприятия. Проблема перекрестного субсидирования возникла еще в ходе создания электроэнергетической системы в бывшем СССР, когда изначально закладывались "перетоки" технологий и финансовых средств в электроэнергетику регионов, располагающих достаточной или избыточной энергосырьевой базой (по нефти, газу, углю, гидроэнергии). И потому призванных стать своего рода "электродонорами" для остальных регионов, пишет "Российская газета". Впрочем, по сей день многие субъекты РФ, зависящие от таких "доноров", тоже располагают крупными энергоресурсами, однако их освоение для нужд местной электроэнергетики сопряжено не только со значительными капиталовложениями и длительными сроком их окупаемости, но и с необходимостью изменения географии размещения линий электропередачи и других электроэнергетических объектов в масштабе почти всей страны. То есть практически требуется создание новой общероссийской электроэнергетической системы, что, по оценкам Института энергетических исследований РАН, едва ли возможно даже за 10 лет при наличии достаточных капиталовложений и современного оборудования. Поэтому федеральный Центр, в рамках аналогичных ежегодных постановлений, фактически доплачивает либо субъектам Федерации за получение ими электро- и теплоэнергии из других регионов РФ, либо регионам - поставщикам электричества и тепла. Таким образом, сглаживаются межрегиональные диспропорции в расходах на сбыт, получение и транспортировку энергии. Объемы госсубсидирования тепло-/электротарифов зависят прежде всего от тенденций в конечных расценках на электрическую и тепловую энергию. По информации Федеральной службы по тарифам, рост регулируемых тарифов на тепловую энергию в 2011 году в среднем по России определен на уровне 112-114% к предыдущему году. Такой рост тарифов учитывает рост затрат на топливо, в том числе на природный газ - на 15% в среднем по России, и на покупную электроэнергию. Впрочем, многие аналитики склонны считать перекрестное субсидирование важным методом государственного перераспределения финансовых ресурсов для смягчения межрегиональных или межотраслевых диспропорций в рамках общероссийской экономики. "Выдвигается тезис о том, что фактическое субсидирование естественными монополиями реального сектора экономики, то есть так называемое перекрестное субсидирование, подрывает экономическую базу расширенного воспроизводства этих монополий, - сообщил доцент МГУ им. Ломоносова, председатель правления Института динамического консерватизма Андрей Кобяков. - Зато такое субсидирование создает хорошую базу для расширенного воспроизводства и модернизации всей остальной экономики".
|