Установление Министерством нефти и газа Республики Казахстан предельных розничных цен на некоторые виды горюче-смазочных материалов и отсутствие регулирования оптовых цен привело к дисбалансу на рынке топлива. Об этом заявили представители Независимой ассоциации предпринимателей республики.
«Мы полностью зависим от оптовых поставщиков. При отсутствии конкуренции местные оптовики спекулятивно поднимают цены. К сожалению, в законопроекте, который сейчас находится на рассмотрении, не отражен механизм регулирования цен на оптовом рынке», – сказал директор по маркетингу и продажам ТОО «Гелиос» Денис Трандафилов.
«Сегодня утвержденная предельная цена за один литр бензина А-80 равна 84 тенге ($0,57), но оптовые цены за литр бензина этой марки уже доходят до 95 тенге ($0,65). На дизельное топливо разрешенная цена – 87 тенге ($0,6), последнее предложение от оптовиков – 100 тенге за литр ($0,68). Но там, где мы не входим в реестр монополистов, мы вынуждены поднять цены с учетом 6% рентабельности бизнеса», – сказал Д. Трандафилов.
По словам частных операторов сетей АЗС Казахстана, без посредников в республике невозможно купить топливо напрямую у завода-производителя.
«У нас невозможно купить бензин напрямую у нефтеперерабатывающего завода, – рассказал владелец сети заправок Omega Вячеслав Ермаков. – Вот есть Шымкентский НПЗ. Я могу туда приехать, сказать, что у меня есть заправки в Караганде, и я хочу у вас покупать топливо. Но никто со мной разговаривать не станет. Потому что у завода есть свои официальные представители. Они не являются операторами завода. Но их цена на бензин выше, чем на наших заправках».
По его словам, розничные операторы не знают, сколько стоит бензин на выходе из НПЗ. Неизвестны также объемы производства и объемы поставок. Тогда как российские заводы открыто торгуют своей продукцией. Например, цены на топливо Омского НПЗ можно узнать на сайте «Газпром нефти».
«Я, как владелец сети заправок, не могу узнать, сколько стоит тонна топлива на наших нефтеперерабатывающих заводах, – говорит один из частных казахских предпринимателей. – В интернете об этом нет информации. Видимо, это тайна. Но посредники, которые продают нам топливо от завода-производителя, сейчас дают цену 100 тенге/л дизтоплива. Но как можно покупать по 100 тенге, когда продавать разрешено по 87 тенге? А оптовики говорят, мол, это розничная цена, а не хотите покупать, тогда мы предприятиям продадим. Там не смотрят на цену. Лишь бы топливо было».
По словам Д. Трандафилова, сегодня предприниматели уже не говорят о рентабельности бизнеса на рынке розничного оборота ГСМ, действия регулирующих органов вынуждают многие компании прекратить или резко ограничить продажу топлива потребителям. Сейчас в регионах массово закрываются заправки или выставляются на продажу.
«Сегодня мы продаем остатки имеющегося топлива. По информации из регионов, его осталось на две недели», – сказал он.
По данным ассоциации, некоторые владельцы АЗС, стараясь как-то выжить в сложившихся условиях, приобретают топливо низкого качества, доводят до нужного уровня по октану разными присадками и заполняют рынок суррогатным топливом. Свойства бензина, изготовленного кустарным способом, сохраняются лишь в течение трех-пяти дней. После этого присадка испаряется или осаждается, и остается тот самый нетоварный бензин.
Ассоциация также сообщает о том, что из-за низких розничных цен торговать в республике топливом невыгодно даже российским компаниям.
«Российским нефтяным компаниям просто невыгодно импортировать свои нефтепродукты, так как в Казахстане действует государственное регулирование цен на ГСМ – в настоящий момент розничные цены на высокооктановый бензин у нас ниже примерно 25-40 тенге ($0,17-0,27) по сравнению с российскими. Естественно, российским топливным компаниям выгоднее продавать бензин на внутреннем рынке. С января по июнь импорт из России снизился по бензину на 35%, по дизтопливу – на 23%», – цитирует сообщение ассоциации Kazakhstan Today.
По мнению организации, сокращение импорта топлива из России, а также остановка в июне на ремонт Павлодарского НХЗ могут обернуться топливным кризисом.
«С остановкой Павлодарского НПЗ на плановый ремонт в конце июня, отсутствием поставок из России в связи с большой ценовой разницей, а также прекращением отпуска ГСМ с АЗС независимых реализаторов ситуация в скором времени грозит обернуться топливным кризисом. О насыщении внутреннего рынка нефтепродуктами говорить не приходится», – говорится в сообщении ассоциации.
|